Кто-то должен был сделать это первым. Отличилась Австралия. Теперь у Google просто так не получится собирать данные о пользователях. После этого расследования, похоже, придётся заплатить
Комиссия по конкуренции и потребительским вопросам Австралии планирует запустить расследование. Коллеги хотят получить ответы на вопросы, которые касаются сбора данных компанией Google. Ведь ребята из Гугла собирают, как оказалось, просто чудовищное количество данных. Включая геолокацию, паттерны поведения, проводят контентный анализ. И это только то, что лежит на поверхности и известно техническим специалистам давно.
Вообще запустилась эта история тогда, когда один из “недоброжелателей” Гугла, Oracle (у них давний патентный спор из-за Java и ОС Android) обнаружил, что Google собирает по гигабайту (!) данных с каждого устройства. Только представьте себе: 10 миллионов пользователей Android в Австралии генерируют по 10 квадриллионов байт технической информации. Которая важна только самому Google. А это миллионы долларов по текущим ценам за трафик.
Уже известно, что устройства на Андроиде отправляют подробную информацию о результатах поиска и о том, что конкретно просматривает пользователь. Но, что самое интересное, было выявлено, что точные данные отправляются даже при выключенных GPS или Wi-fi. Даже если нет SIM-карты и установленных приложений.
Так, Google просто использовал давно известную телеком-игрокам триангуляцию для вычисления местоположения с помощью точек беспроводной связи и мобильных базовых станций. И можно было даже не включать GPS.
Смешно, что представитель Google заявил, что это всё было осуществлено с ведома пользователей. Да, это та самая история “ну сами же виноваты, согласились же, не читая”. Вот так уже много лет практика юридической казуистики сказывается на пользователях. Да, фактически многостраничный договор никто, кроме энтузиастов юридической науки, не читает. Но и у пользователя нет удобных инструментов отработки ключевых пунктов этих договоров между бизнесом и пользователями.
Что не мешало в банковской сфере регуляторам по всему миру сначала наказывать отличившихся, а потом вносить правки в законодательство, убирающие бреши микрофинансовым организациям и кредитным учреждениям. И раскрывать, например, ключевые параметры договора.
Похоже, назрела необходимость для основных ИТ-сервисов раскрывать ключевые параметры договора. Ровно по проторённой дорожке. Во-первых, раскрывать хотя бы простым списком, какие данные собираются, зачем они нужны компании и кто к ним получит доступ. Потому как даже у тех же сотовых операторов безобидные, на первый взгляд, формулировки вроде “данные могут быть переданы третьим лицам” означает, что вся ваша чувствительная информация может быть передана кому угодно и когда угодно. И это будет крайне сложная для проверки история. Потому как единого списка переданных данных, акта передачи, паттернов использования просто не будет.
Классический пример — это когда ваш сотовый оператор передаёт о вас номер телефона, пол, возраст, род занятий, местоположение. И начинает сыпаться реклама. Бесконечная и очень назойливая. Не говоря уже о больших скандалах с Facebook и Cambridge Analytica, когда оказалось, что можно и на результат выборов повлиять. А ведь после этого у людей целиком жизнь меняется. Не то что реклама начинает надоедать. С правительствами проблемы.
Во-вторых, почему сегодня на плечи потребителя ложатся затраты на этот самый технический трафик для Google? Если это гигабайт в месяц, то даже для нашей, относительно дешёвой связи, это чувствительная сумма. Скажем, для простого тарифа за 290 рублей и 5 гигабайт сумма затрат пользователя может составлять до 50 рублей в месяц на этот технический трафик. И гигабайт в наших крайне быстрых сетях легко выкачивается. Можно оценить, что в год одному пользователю весь технический трафик Гугла может обойтись в 600 рублей.
Вроде не так много? А если ваша зарплата 15 тыс. рублей? И если вы платите рублей 300 в месяц, то в год это вообще-то два бесплатных месяца связи получается. И если прикинуть, что пользователей Андроида у нас в стране миллионов 50, то в год наша страна только на Гугл тратит трафика на 30 млрд рублей. Господа, полмилиарда долларов! Только с России в год на трафик.
И тут возникает риторический вопрос, который, тем не менее, необходимо задать: а готов ли Google вообще компенсировать это? Не фантиками, а рублями или долларами. И не только нам. Потому что за австралийским расследованием нужно бы включиться и нашему регулятору. Ведь это прямое финансовое ущемление пользователей.
Тем более, шансы на успех утроятся, когда к делу подключится и Еврокомиссия. Опыт выбивать деньги из ИТ-гигантов у структуры есть. Да, Google будет отвечать. Что-то подкручивать в техническом плане. Но собирать данные о нас вряд ли перестанет. Ведь это основа их бизнеса — всё более точные знания о пользователях.
Материал взят с сайта: https://business.tsargrad.tv/articles/avstralijskij-reguljator-nanosit-udar-po-google_131952
Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.